Новые проекты или почему каждый ест свой странный супчик в одиночку
В марте 2005 г., не сговариваясь, сразу два активных участника опционного рынка — компании «Тройка Диалог» и «ОЛМА» — запустили опционные интернет-проекты. После чего участники рынка на интернет- форумах и встречах начали активно дискутировать на тему, какое влияние окажут эти проекты на рынок. И что станет конечным результатом: растаскивание ликвидности или все-таки формирование рынка?
Начальник отдела структурных продуктов ОАО ИФ «ОЛМА» Андрей Дронин признался, что котировать опционы в Интернете они стали после того, как потеряли надежду увидеть в ближайшее время ликвидный биржевой рынок. «В чате РТС некоторые нас обвиняют в том, что мы "растаскиваем ликвидность", — пожаловался Андрей Дроннн. — Однако наши усилия в любом случае направлены на развитие российского рынка опционов. Просто компаниям выгоднее создавать локальную ликвидность для своих клиентов, а не для всего рынка».
Изначально смысл организации биржевой торговли состоит в том, чтобы снизить инфраструктурные затраты каждого, собрав всех желающих торговать в одном торговом пространстве. При голосовой форме торговли это пространство является физическим (биржевой ямой), а при электронной — виртуальным. Понятно, что чем больше локальных рынков организуют компании, тем меньше останется приказов для исполнения непосредственно в яме. С другой стороны, реализуя свои собственные проекты, компании инвестируют средства в себя: в клиентскую базу, в свою инфраструктуру и технологии. Когда же компании предпринимают усилия для создания ликвидности на биржевом рынке, то, по сути, они инвестируют в биржу.